94 увлекательные развивающие игры для детей 3-4 лет

Развивающие игры для детей 3-4 лет помогут научиться всему легко и просто.

Развивающие игры для детей 3-4 лет

Развивающие игры для детей 3-4 лет способствуют улучшению памяти, внимания, взаимодействия.

Развивающие игры для дошкольников

Игра 1. «Преодолей препятствия»

Постройте препятствия из игрушек, кубиков, бутылок, игрушек. Малыш должен преодолеть эти препятствия и приди к старту. Если дома есть велосипед, можно проходить препятствия на велосипеде или самокате.

***
развивающие игры для детей 3 4 лет
Игра 2. «Волшебное слово»

А ВЫ знаете, что можно БЕСПЛАТНО участвовать в конкурсах с детьми и выигрывать призы?
Подписывайтесь на нашу группу Конкурсов для детей и взрослых:
Телеграм t.me/konkursoff
Вконтакте vk.com/konkursoff_ru
Одноклассники ok.ru/konkursoff
Участвуйте и выигрывайте ценные призы!

А еще у нас есть для ВАС подарки за подписку! 3 мини-книги с загадками!
Подпишитесь по ссылкам выше, а потом перейдите в Телеграм бот и заберите подарки: t.me/MultiMamBot

Цели: развитие внимания; освоение правил этикета.

Описание: ребенок должен внимательно слушать, что сказал взрослый и выполнять просьбу только если взрослый произнес слово «пожалуйста».

Например: взрослый говорит «Подпрыгни!» — ребенок не должен реагировать на слова.

Если взрослый сказал «Сядь на диван, пожалуйста», «Принеси книгу, пожалуйста», то малыш должен сесть, принести книгу и т.д., выполнить просьбу, так как прозвучало слово «пожалуйста».

***

Игра 3. «Я скажу, а ты — запомни»

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.

Описание: очень простая игра, которая прекрасно развивает память у детей 3-4 лет. Предложите ребенку повторить перечисленные вами предметы. Начните с небольшого количества предметов.

В первые несколько раз группируйте предметы по типу — мебель, игрушки, фрукты, овощи. В дальнейшем можно увеличивать количество предметов, добавлять предметы из других смысловых категорий: диван, стол, кресло, кукла, чашка, мяч и т. п.

***

Игра 4. «В магазин»

Дети любят играть играть в магазин.

Игра развивает слуховую краткосрочную память.

Описание: Отправьте малыша в магазин, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с 2х покупок, увеличивая их количество до 4-5. Девочкам называйте предметы из женского обихода, мальчикам — из мужского. Так будет интереснее играть.

Меняйтесь ролями.

Сделайте игрушечные деньги для игры.

А как все запомнить? Например, купить шоколадку, батон, печенье, молоко, сметану? Сметану лучше есть с молоком, шоколадку купим для малыша, с батоном мы кушаем суп, а печенье любит папа. Задействуйте ассоциации и играть будет еще интереснее.

***

Игра 5. «Накрой на стол»

Игра научит малыша помогать маме, а также считать. Более того, Вы весело проведете время. Попросите ребенка помочь накрыть на стол, принести две ложки и вилки для папы и мамы, принести яблочки итд.

***

Игра 6. «Сложи квадрат»

Десять разноцветных квадратов из картона – каждый разрезают в произвольном порядке. Малыш должен восстановить и сосчитать из скольки кусочков состоит каждая фигура.

***

Игра 7. «Осенний листопад»

Соберите во время прогулки разные листья. На бумаге обведите их контур. Затем кроха должен угадать, где какой листочек изображен, не прикладывая последний к рисунку.

***

Игра 8. «Исправь ошибку»

Используя заранее приготовленные «неправильные» картинки, малыша просят разобраться, что на них не так. Например, синий медвежонок клюет зернышки, ребенок, должен подметить, что у медведей окрас другого цвета, и зернами этот зверь не лакомиться.

***

Игра 9. «Скажи какой?»

Объясните малышу, что у каждого предмета есть признаки, делайте это в позитивной форме. Например, яблоко – круглое, красное, большое, сладкое. Положите в ящик разные предметы и предложите ребенку поочередно доставать их и называть признаки. Можете даже сочинить сказку из этих предметов.

***

Смотрите также:

Подвижные игры для детей 3-4 лет

Логические игры для детей 3-4 лет

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Игра 10. «Кто, что умеет?»

Малыш 3х лет уже знает многих животных, птичек, а также профессии. Называйте ему животное, профессию, а он должен сказать, что этот объект умеет делать

***

Игра 11. «Вкусная каша»

Говорите и показывайте движения. Пусть ребенок повторяет за Вами. Можете видоизменять движения. Эта очень простая игра станет Вашей любимой. Ребенок выучит стишок для памяти, будет выполнять движения для развития мелкой моторики и одновременно кормить куклу.

Кукле кашу я сварю: (Вращайте кистями рук.)
В миску молока налью (Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из бутылки.)
Положу туда крупу (Сделайте сыпучие движения.)
И поставлю на плиту. (Раскройте ладони.)
Будет каша хороша! (Похлопайте в ладошки. )
Кушай, кукла, не спеша. (Пригрозите пальчиком.)

***

Игра 12. Волшебные шнурки

Покажите ребенку, как из шнурков или веревки можно выкладывать контуры различных фигур и предметов. Предложите малышу выложить домик, озеро, стоя и т.п. Используя разноцветные шнурки, можно закреплять полученные ранее знания о цветовой гамме. Попросите малыша выложить красный мяч, желтое солнце, зеленое яблоко
.
В игре ребенок совершенствует цветовое восприятие, изучает форму предметов.

***

Игра 13. Ватрушки

Прочитайте ребенку русскую народную потешку:

Трушки ту-тушки!
Испечем ватрушки.
Всем по ватрушке,
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Испечем оладушки.
Маслом поливаем,
Всех угощаем.

Хлопайте ладошками друг о друга так, как будто вы лепите пирожки, побуждайте ребенка повторять ваши действия.

В игре развивается мелкая моторика, координация движений

***

Игра 14. Яблоки созрели

Вырежьте из цветного картона дерево и несколько яблок. На ветви пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам. Из нескольких яблонь можно сделать сад. Во время сбора «урожая» (пуговицы расстегиваются) попросите ребенка собрать сначала красные, затем зеленые яблоки.

Играя, малыш тренирует пальчики, развивает координацию рук и мелкую моторику, кроме того, осваивает навыки классифицирования предметов (в данном случае группирует яблоки по цвету).

***

Игра 15. Необычные рисунки

Ровным тонким слоем насыпьте на поднос манную крупу. Покажите, как на содержимом подноса пальцем можно чертить различные изображения. Предложите малышу нарисовать домик, дерево и т.п.

Игра способствует развитию воображения, художественных навыков, мелкой моторики.

***

Игра 16. Рисуем в воздухе

Очерчивайте пальцами в воздухе контуры различных предметов, побуждая ребенка повторять ваши действия. Начинать занятия можно с очерчивания простых геометрических фигур (круг, квадрат, овал), переходя в дальнейшем к более сложным очертаниям (фигурки животных, дома, волнистые линии).

Попробуйте «рисовать» буквы и цифры, не забывая называть каждую из них.

***

Игра 17. Игры-шнуровки

(по методике М. Монтессори)

Игры-шнуровки, разработанные итальянским педагогом Марией Монтессори, являются эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, они помогают ребенку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху — внизу», «справа — слева» Благодаря этим играм у малыша развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму.

***

Смотрите также:

Игры с детьми 3-4 лет дома

Игры для детей 3-4 лет на улице летом

Развивающие игры для девочек 3-4 лет

Развивающие игры для девочек 3-4 лет понравятся всем малышкам.

Игра 18. Вышей узор

На листе картона с помощью дырокола сделайте несколько отверстий. Предложите ребенку «вышить» узор разноцветными нитками, продетыми в толстую деревянную иглу, или шнурком.

***
развивающие игры для детей 3 4 лет
Игра 19. Посади цветы

Подготовьте дидактический материал: цветы, вырезанные из цветного картона (24 шт.), четыре прямоугольника — клумбы.

Предложите ребенку помочь садовнику рассадить цветы по клумбам — на каждой клумбе должны расти только одинаковые цветы.

Просите малыша называть цвет каждого цветка.

***

Игра 20. Помоги собрать урожай

Для игры вам потребуются муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов. Разложите вперемешку овощи и фрукты. Зайка и мишка пришли собирать урожай, но сильный ветер перемешал все плоды. Попросите ребенка помочь зайке собрать и сложить в корзину фрукты, а мишке — овощи. Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

***

Игра 21. «Собери бусы»

Хорошо развивает ручки детей нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и чего угодно! Малыши любят это занятие, ведь потом можно носить это украшение или подарить его маме. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание. Летом, в качестве бусин, можно использовать ягоды — рябину, калину, листику итд.

***

Игра 22. Угости кукол

Сложите в коробку бусинки трех цветов. Предложите ребенку разложить их по разным тарелочкам в виде угощения для кукол. Кукла Лена любит малину, значит, в ее тарелочку надо положить все красные бусинки. Кукле

Оле — леденцы (желтые бусинки), а Кукле Наташе — синие бусинки — виноградинки. Учите перекладывать бусинки по одной штуке, покажите, как следует брать их тремя пальцами. После того, как работа будет завершена, пригласите кукол полакомиться.

***

Игра 23. Волшебная шкатулка

В шкатулку или коробку сложите пуговицы, катушки с нитками, игрушки и другие мелкие предметы. Попросите ребенка разобрать все вещи и разложить их по разным коробкам. При этом находитесь рядом с малышом и следите за тем, чтобы игровой материал не оказался во рту у крохи.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации.

***

Игра 24. Заплатка

Нарисуйте на картоне какой-либо предмет одежды Вырежьте в нем круглое отверстие, по краю которого проколите дырки. Поясните ребенку, что девочка (мальчик) порвала платье (брюки) и теперь надо поставить на него заплату. Предложите малышу вырезать круг соответствующего размера, проделайте в нем отверстия. Пусть кроха поможет починить одежду, прикрепив заплатку с помощью большой деревянной иглы и толстых нитей.

***

Игра 25. Наряди елку

Вырежьте из цветного картона силуэт елки и разноцветные геометрические фигуры. Проделайте дыроколом отверстия, покажите ребенку, как с помощью крепления-шнурка можно превратить картонные фигурки в елочные украшения.

***

Игра 26. Паутинки

Возьмите картонную коробку, на каждой из ее сторон проделайте по несколько отверстий. Предложите ребенку сплести паутину, продевая разноцветные нити сквозь отверстия с помощью толстой иглы.

***

Игра 27. Наши пальчики

Читая стишок, перебирайте пальчики малыша, массируйте их.

Этот пальчик хочет кушать.
Этот пальчик — сказку слушать.
Этот пальчик ляжет спать,
Этот — выйдет погулять.
Ну а этот — в лес пойдет,
Маленький грибок найдет.
Дружная семейка

Читайте потешку, поочередно сгибая пальцы. Предложите малышу сделать то же самое.

Один пальчик — папочка.
Другой пальчик — мамочка.
Третий пальчик — дедушка,
А четвертый — бабушка.
Пятый пальчик — это я!
Вместе — дружная семья!

***

Игра 28. Подбери ленту

Для этой игры вам потребуются две куклы разного размера и две ленты. Одна — широкая и /шинная, другая — узкая и короткая. Предложите малышу подарить ленты куклам. Большой кукле нужна широкая лента, а маленькой — узкая. Сравните ширину и длину лент методом наложения их друг на друга. Попросите ребенка вручить подарки куклам.

***

Игра 29. Покажи очки

Большие пальцы обеих рук соедините с другими пальцами так, чтобы образовалось два кольца. Сложенные таким образом пальцы поднесите к глазам. При этом приговаривайте потешку:

На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.

***

Игра 30. Флажок

Соедините указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, большой палец опустите вниз. Прочитайте малышу стихотворение.
Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.

А. Барто

Предложите ребенку повторить ваши действия.

***

Игра 31. Ягодная поляна/strong>

Вырежьте из цветного картона по нескольку штук каждого вида ягод — вишни, малины, черной, красной и белой смородины, клубники, ежевики. Предложите ребенку разобрать ягоды по разным корзинам. «Корзинами» можно сделать небольшие коробочки или листы цветной бумаги. Просите ребенка проговаривать название каждой ягоды, объяснять, чем она похожа на остальные и чем отличается от них. После того, как сбор урожая закончен, можно устроить ягодный пир для кукол или «сварить» варенье, сделав аппликацию «Ягоды в банке».

***

Игра 32. Расставь мебель для куклы

Постройте кукле новый дом из конструктора или картонной коробки. Предложите ребенку помочь кукле обустроить квартиру, расставив мебель. Поинтересуйтесь, какие комнаты будут в доме (кухня, спальная, зал и т.п.). Какая мебель должна стоять на кухне, в спальне? «Мебелью» вполне могут стать кубики, пустые коробочки, детали конструктора. Побуждайте малыша объяснять, для чего нужен тот или иной предмет мебели, почему ребенок выбрал для него именно это место. Пофантазируйте о том, как кукла будет жить в новом доме, кто придет к ней в гости. Покажите кукле ее жилище, покормите, уложите спать.

***

Игра 33. Отгадай, не глядя

Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что вы положили ему в руку.
Используй’ е для игры предметы разной величины, формы, сделанные из разных материалов. Предложите ребенку прокомментировать свои ощущения: «Я держу что-то небольшое, деревянное, легкое, с острыми углами. Наверное, это кубик».

***

Игра 34. Выбери одежду

Собираясь на прогулку, предложите ребенку поиграть: он выбирает себе майку или штанишки из нескольких, затем отворачивается или закрывает глаза и, ощупывая одежду, находит то, что он выбрал.

***

Игра 35. Чем отличаются?

На прогулке соберите в ведерко самые разные предметы: камни, ветки, листья деревьев и т.п. Затем высыпьте содержимое ведерка и все внимательно рассмотрите. Попросите ребенка взять в руки два разных предмета, например, камень и лист, и описать их отличия, ориентируясь на собственные ощущения:

«Камень тяжелый, а лист легкий. Камень круглый, лист — плоский. Камень шершавый, лист — гладкий. Камень можно подбросить, лист — нельзя». Предложите малышу закрыть глаза и угадать, какие предметы вы вложили ему в руки.

***

Игра 36. Найди круги

Вырежьте геометрические фигуры из бумаги разной текстуры (картон, бархатная бумага, альбомный лист, газетный лист). Завяжите ребенку глаза и попросите выбрать из вырезанных фигурок все круги, обводя пальцами по контурам предметов. Затем, таким же образом, нужно отыскать квадраты и другие знакомые малышу фигуры.

***

Игра 37. Выбери ткань

Приготовьте четыре образца тканей: карточки с наклеенными обрезками шелка, бархата, меха, шерсти. Покажите их ребенку, назовите каждую ткань, дайте краткую характеристику образцам: шелк — гладкий, бархат — шершавый, мех — пушистый, шерсть — колючая. Предложите малышу закрыть глаза и угадать, какой тканью вы проведете по его руке. Открыв глаза, малыш должен показать нужный образец.

***

Игра 38. Угадай, что это

Заполните разными видами крупы несколько емкостей. Предложите ребенку опускать руки поочередно в каждый сосуд и, не глядя, угадать, что находится в посуде.

***

Игра 39. Тепло — холодно

Возьмите три пластиковых бутылочки. Одну из них заполните теплой, вторую — холодной, а третью — терпимо горячей водой. Поиграйте с ребенком в любимую всеми детьми игру «дочки-матери». Кукла — дочка захотела пить, попросите малыша дать ей бутылочку с холодной водой, затем наступает время обеда бутылочку с горячей водой надо поставить на подоконник, чтобы она остыла, а теплую воду дать «младенцу».

***

Игра 40. Новоселье куклы

Эта игра может стать продолжением предыдущей («Расставь мебель для куклы»). Предложите ребенку справить новоселье в новом кукольном доме. Устройте чаепитие для приглашенных, попросите малыша помочь кукле

накрыть на стол. Пусть ребенок проявит самостоятельность и расскажет, какая посуда должна стоять на столе. В процессе игры интересуйтесь: «Куда мы положим хлеб? (в хлебницу). А где будет сахар? (в сахарнице). Для каких еще продуктов есть специальная посуда? (конфетница, салатница, чайник, молочник и т.п.). Накрыв на стол, позовите гостей. Напомните малышу, что на праздники надо приходить с подарками. Выберите подарки, которые подарят кукле ее друзья. Поскольку тема игры «Новоселье куклы», то и подарки должны быть соответствующими. Пусть гости подарят кукле коврики, вазочки, картины и другие предметы интерьера. Не забудьте поблагодарить гостей от имени хозяйки.

***

Смотрите также:

Игры для детей 3-4 лет на улице летом

Дидактические игры для детей 3-4 лет

Загадки для детей 3-4 лет с ответами

Развивающие игры для мальчиков 3-4 лет

Развивающие игры для мальчиков 3-4 лет понравятся ребятам.

Игра 41. Разноцветный поезд
развивающие игры для детей 3 4 лет
Для игры вам потребуется несколько картонных коробок. Вместе с малышом оклейте каждую коробку цветной бумагой так, чтобы все они отличались друг от друга. Скрепите коробки нитками или клейкой лентой — получился поезд с разноцветными вагонами.

Теперь расскажите ребенку правила игры: поезд поедет только в том случае, если цвет предметов, помещенных в каждый вагон, будет совпадать с цветом вагона. Например, в коробку, оклеенную желтой бумагой, можно класть все игрушки желтого цвета и т.д. Если кроха затрудняется сделать правильный выбор, помогите ему: «Давай приложим этот кубик к вагончику и сравним их цвет? Как ты думаешь, кубик такого же цвета, как коробка?». Загрузив все вагоны, отправляйтесь в «путешествие».

***

Игра 42. Собери пары

Для игры вам потребуется несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. В каждой паре должны быть фигуры одного цвета. Перемешайте все фигурки. Расскажите малышу, что пары фигур — это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка — собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму.

***

Игра 43. Собери по цвету
Для игры вам потребуется 5 групп геометрических фигур. В каждую группу входят разные фигуры определенного цвета. Расскажите малышу сказку о том, как человечки из пяти королевств решили поиграть, перепутались и заблудились. Попросите ребенка помочь фигуркам найти свои города (лист цветной бумаги соответствующего цвета). Чтобы малышу было интереснее, нарисуйте на каждой фигурке смешную рожицу.

***

Игра 44. Кубик потерялся

Возьмите 4 кубика разного цвета. Предложите малышу построить из них башню, затем домик. В процессе игры спрячьте один кубик. Обратите внимание ребенка на то, что кубиков стало меньше. Поинтересуйтесь, кубик какого цвета надо найти. Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон, прячьте по два, по три кубика.

***

Игра 45. Сделай радугу

Для игры вам потребуется бархатная бумага, разноцветные шерстяные нитки. Нарисуйте на белом листе радугу, предложите ребенку выложить такую же из ниток, закрепляя их на бархатной бумаге. При этом малыш должен сам выбрать нитки нужного цвета и расположить их в соответствии с образцом. Вместе с крохой назовите каждый цвет радужного спектра.

***

Игра 46. Какой остался?

В непрозрачный мешочек положите три разноцветных кубика. Перед этим рассмотрите их вместе с ребенком. Попросите малыша достать два кубика. Кубик какого цвета остался в мешочке? Усложняя задание, прячьте четыре и более кубиков. Таким же образом можно играть с разными геометрическими фигурами и любыми другими предметами.

Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления.

***

Игра 22. Помоги ежику

Вырежьте из картона силуэты ежа и яблока. Проделайте дыроколом отверстия и попросите ребенка помочь ежику прикрепить яблоко. Для работы можно использовать толстую деревянную иглу со вставленной в нее шерстяной нитью, либо шнурок.

***

Игра 23. Дождь

На плотном картоне нарисуйте тучи. Ниже дыроколом проколите отверстия так, чтобы продетые сквозь них нити образовали короткие полосы — дождь.

***

Игра 49. Помоги зайчику добраться до дома

Зайчик заблудился в лесу и стал искать дорогу домой. Он увидел широкую тропу и хотел пойти по ней. Но что это! Здесь же волчьи следы! Маленький трусишка испугался и побежал дальше. Побродив по лесу, зайчонок нашел узкую тропу. «По ней-то я и пойду!», — решил он, но вдруг заметил отпечатки лисьих лап. «Где же тропинка, которая ведет к моему дому?», — загрустил малыш, — «ага, вот же она — моя дорожка, на ней следы моего папы!». Обрадовавшийся зайчик быстро побежал домой по тропе, которая была уже, чем тропинка, на которой были следы волка, но шире, чем тропка с лисьими следами.

Нарисуйте три полосы: широкую, поуже и совсем узкую. Попросите ребенка показать ту, по которой зайчишка доберется домой.

***

Игра 50. Две дороги

Вырежьте из картона или бумаги две полосы разной ширины. Попросите ребенка выбрать узкую полосу — это будет дорога для маленьких машин, а широкая — соответственно, для больших. Покажите, как методом наложения полос друг на друга можно определить, какая из них шире. Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

***

Игра 51. Строители

Читайте стихотворение, сопровождая его действиями

Мы построим новый дом,
(ставьте ладони поочередно ребром друг на друга).
Новый дом, новый дом.
Крышу крепкую найдем,
(сложите ладони треугольником).
Да, найдем, мы найдем.
Стол поставим в доме том
(одна ладонь сжата в кулак, другая — ровная — на него положена).
И друзей всех позовем!

(пошевелите пальцами обеих рук).

***

Игра 52. Выбери дорогу

Разложите перед ребенком несколько бумажных полос разной ширины. Попросите его найти самую широкую полосу, затем самую узкую. Учите малыша проводить сравнительный анализ: «Вторая полоса уже, чем первая, но шире, чем третья и т.п.». Предложите крохе сделать полосы дорогами для машин разных размеров. Проследите, чтобы ширина полосы соответствовала размерам машины.
Обобщите: большим машинам нужна широкая дорога, маленьким — узкая.

***

Игра 53. Большой и маленький

Нарисуйте три домика разного размера, расскажите малышу, что в них живут медвежонок, зайчик и мышка. Поинтересуйтесь: «Как ты думаешь, кто живет в большом домике? Медвежонок? Правильно. А почему ты так решил? (медвежонок больше зайки и мышки, значит, ему нужен большой домик и т.п.)». Теперь перед каждым домиком нужно нарисовать дорожку. Учите ребенка рассуждать: медвежонок большой, значит, ему нужна широкая тропа, зайчику — поуже, а мышке — совсем узенькая.

***

Игра 54. Сапожник

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток.

При этом читайте стихотворение:
Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!

Б. Заходер

***

Игра 55. Расставь машины

Приготовьте 20 карточек с изображениями машин — легковых, грузовых, с цистернами, с фургонами. Все машины должны быть разного размера и цвета. 3 больших листа — гаражи. Предложите ребенку распределить машины по гаражам: в одном — все легковые, в другом — красные, в третьем — большие. Какие машины можно поставить в два или три гаража? Какие остались без гаража?

***

Игра 56. Корзина с фруктами

Подготовьте 15 карточек с изображениями фруктов и три картонных круга — корзины. Предложите ребенку распределить фрукты по корзинам. В первую — все желтые, во вторую — все круглые, в третью — все сладкие. Какие фрукты остались без корзины? Какие можно положить в две или три корзины?

***

Игра 57. Удивительные животные

Для игры вам потребуются 20 карточек с изображениями самых разных животных. Попросите ребенка отделить от других всех хищников, выбрать всех животных с пушистым мехом, найти всех тех, кто имеет рога, отобрать зверьков, живущих в норках.

***

Игра 58. Снежки из бумаги

Подготовьте бумагу разной текстуры: альбомный лист, тетрадный лист, салфетку, газетный лист. Предложите ребенку сминать бумажные листы и скатывать из них шарики — снежки. Во время игры просите малыша комментировать свои ощущения — какие из образцов легче сминаются, какие снежки получаются плотнее (тяжелее), а какие — легче. «Слепив» снежки, можно устроить соревнование — кто дальше бросит бумажный шарик. Бросая «снежки» с высоты, понаблюдайте, шарик из какой бумаги летит быстрее, объясните малышу, почему так происходит.

***

Игра 59. Жил на свете человек…

«Бегая» по столу указательным и средним пальцами руки, читайте стихотворение:

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

К. И. Чуковский

Упражнение следует делать как правой, так и левой рукой.

***

Развивающие игры для развития речи 3-4 лет

Развивающие игры для развития речи 3-4 лет помогут детям научиться лучше разговаривать.

Игра 60. Игра «Я быстрее».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.

***
развивающие игры для детей 3 4 лет
Игра 61. «Что, где, когда».

Цели: развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание: бросая мяч ребенку, задать вопросы:

— Где растут ветки? (На дереве.)
— Где растут деревья? (В лесу.)
— Где растут листья? (На ветке.)
— Где живут рыбы? (В реке.)

***

Игра 62. Игра «Волшебный сундучок».

Цели: развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений.

Описание: положить в картонную коробку несколько разных предметов. Педагог говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, дать им краткую характеристику: «Смотри — это мяч, какой он круглый, красный! А вот — машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще — ложка, большая папина ложка». Сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяя интонацией местоимения «он, она, оно». После того как все предметы вновь будут выложены, предложить ребенку забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратить на это его внимание.

***

Игра 63. «Спасибо, Маша!».

Цели: способствовать сенсорному развитию; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.

Описание: прочитать ребенку потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же ребенка.

Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши
.
Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.

Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.
Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.
«Спасибо, Маша! Наклонить голову.
Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.
Вкусная каша!
Вкусный компот!

Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д.».

***

Игра 64. «Полезные «прятки».

Цели: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.

Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела — нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А-а, вот он где — под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.

***

Игра 65. Игра «Перепутанная сказка».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: начать рассказывать ребенку сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей — Колобок!» В зависимости от настроения ребенка моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что ребенок захочет послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить ему напомнить ее продолжение. А можно предложить ребенку пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения ребенка, спросить его, почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

***

Игра 66. Игра «Один — много».

Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога — карточки с одиночными предметами. Показывая ребенку карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня — яблоко, а у тебя — яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, нога — ноги, лицо — лица и т. п.

***

Игра 67. Игра «Поезжай!»

Цель: развивать навык правильного употребления форм глаголов.

Описание: педагог разыгрывает игровую ситуацию: к ребенку подъезжает игрушечный зайка на машине, сообщает, что он едет на стройку, и просит погрузить кубики в кузов машины. После загрузки машины помахать зайке рукой и сказать: «Ну, поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и другие игрушки. Побуждать ребенка говорить не «Ехай!», а «Поезжай!». Если ребенок ошибся, поправить его.

***

Игра 68. Игра «Кто к нам пришел?»

Цель: развивать речь, логическое мышление.

Описание: спрятать игрушку-котенка. Спрятанный котенок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него — кошка, а папа — кот. Обыграть ситуацию с цыпленком, теленком и т. п.

***

Игра 69. Игра «Где лежал мячик?»

Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.

Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько знакомых ребенку предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» — «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п.

***

Игра 70. «Укрась слово»

Цели: помочь выучить буквы; развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, крупа (разноцветные пуговицы).

Описание: крупными буквами написать знакомое ребенку короткое слово («мама», «папа», «кот» и т. п.). Прочитать слово и предложить ребенку украсить надпись, обкладывая буквы по контуру крупой или пуговицами. Остановить ребенка, если он захочет начать с последней или средней буквы, объяснить, что все слова читаются слева направо. Выложив буквы, прочитать слово еще раз

***

Игра 71. «Опиши предмет»

Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.

Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
2. Форма, цвет, размер, материал.
3. Функции предмета.
4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.

При этом взрослый должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка. Наглядно демонстрировать все, о чем рассказывается. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

СКАЗКА О СТУЛЕ

Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?»

«Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб! Да еще и не один!» — воскликнул зайка. «Конечно, — ответил стул, — у меня их целых четыре штуки».

«А зачем тебе столько ножек? — поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!»

«Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся, не падали». «Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул, — у меня есть широкое сиденье, на котором удобно сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный, — восхитился зайка. — А я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!»

***

Игра 72. Игра «Расскажи мне…

Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги it т. п.) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)

Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика — темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что…», «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

***

Игра 73. Игра «Что нужно человеку»

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду, игрушки, друзей и т. д. Сочинить сказку о приключениях своего персонажа. Пусть ваш ребенок придумает маршруты и события для нарисованного героя. Составит ему режим дня, меню, опишет его действия. Предложить ребенку рассказать о человечке кому-нибудь из членов семьи.

***

Игра 74. Игра «Опиши куклу»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, память.

Описание: показать ребенку куклу, пусть он се внимательно рассмотрит. Затем спрятать игрушку и спросить ребенка, какого цвета было платье на кукле, длинное или короткое, с пуговицами или без и т. п. Повязать кукле бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь показать куклу и поинтересоваться, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т. п.

***

Игра 75. Игра «Вам письмо!»

Цель: развивать речь, воображение

Описание: написать ребенку красочное письмо от имени его любимого персонажа (героя мультфильма, сказки, стихотворения). Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить ребенку вместе сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д. Запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.

***

Развивающие игры своими руками для детей 3-4 лет

Развивающие игры можно легко сделать своими руками для детей 3-4 лет.
развивающие игры для детей 3 4 лет
Игра 76. «Массажная рукавичка»

Цель:
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, отработка цвета и формы.

Для изготовления рукавички Вам понадобится: перчатка, пуговицы разного цвета и формы, нитки и иголка.

Изготовление:

Пришить в хаотичном порядке к рукавичке пуговицы.
В чем смысл игры?!

1. Детки любят, когда им делают массаж, специально подставляют спинки, а также им нравится делать массаж взрослому самостоятельно. Все действия производятся через одежду.

2. На перчатке нашиты пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, разного цвета. При помощи перчатки Вы можете с детьми отработать цвет и форму, спрашивая, «Какого цвета пуговка», «Найди все пуговки красного или любого другого цвета», «Найди все круглые (квадратные, треугольные) пуговки» (или похожие на круг, квадрат, треугольник).

3. Покажите ребенку пуговку, предположим, желтого цвета, и попросите его вспомнить «Что бывает желтого цвета, пока я делаю тебе массаж спинки».

***

Игра 77. «Детский тренажер для пальчиков»

Цель:
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, формирование правильного хвата горошины тремя пальчиками
.
Вам понадобится: стаканчик с закручивающейся крышечкой, я покупала такой в аптеке, горох (более безопасно) или пульки для пистолета, шило.

Изготовление:

В крышке стаканчика проделать отверстия шилом, размер подогнать под горох или пульки, но так, чтобы нужно было приложить некоторые усилия для проталкивания горошины в отверстие.

Смысл игры в том, что дети тренируют захват пальчиками горошины, что, в свою очередь, формирует правильное держание карандаша и ручки в будущем. Затем, дети прикладывают определенные усилия для проталкивания горошины в отверстие, это тренирует крупную и мелкую моторику. А с детьми постарше можно посчитать, сколько горошин попало в баночку.

***

Игра 78. «Разложи по цвету и форме»

Цель:
Отработка цвета и формы, развитие умения слушать взрослого.

Вам понадобятся: банки под сыпучее с разноцветными крышками, нож, кубики или шарики цвета крышек.

Изготовление:

Вырежьте в крышке банки отверстие по размеру кубиков или шариков.

Ход игры:

Выложить и перемешать все кубики (шарики) на столе, задача детей разложить все предметы по цвету в банки.

Эта игра учит детей держать инструкцию, т.е. выполнять задание по указанию взрослого. Дети часто забывают, как нужно раскладывать кубики, увлекаясь процессом, и перемешивают цвета в банке, но после нескольких заходов выполняют задание без ошибок.

***

Игра 79. «Бусины» и «Цветные трубочки»

Цель:
Развитие цветовосприятия, зрительной памяти, мелкой моторики.

Вам понадобятся крупные бусины разного цвета или корпуса от фломастеров, мягкая проволока или шнурки, баночка под бусины и корпуса.

Ход игры:

1. Предложите детям собрать бусы так, как они хотят.
2. Предложите собрать на проволоку или шнурок бусины (корпуса) одного цвета.
3. Бусины или корпуса разного цвета.
4. Бусины или корпуса нанизывать, чередуя цвет, например белый – желтый, затем постепенно добавляя третий цвет.

***

Игра 80. «Чудо шарики»

Цель:
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, закрепление названий наполнителя.

Вам потребуются: коробка для хранения «чудо шариков», обычные надувные шарики, наполнитель (манка, горох, фасоль, греча, мелкие рожки).

Изготовление:

Наполнить шарики разной группой, бобовыми, макаронами достаточно плотно и перевязать хвостик ниткой.

Смысл игры:

1. Дети берут в руки шарики, ощупывают и перебирают наполнитель (развивают мелкую моторику)
2. Детям предварительно дают потрогать крупу, фасоль, макароны, а затем, шарики с наполнителем. Задание: нужно угадать, что в нем находится. Задание на сообразительность, развитие мелкой моторики, тактильной памяти.

***

Игра 81. «Самый меткий»

Цель:
Развитие ловкости рук.

Вам понадобится пластиковая бутылка, ножницы, шило, самоклейка для оформления, шнурок, контейнер от киндер сюрприза.

Изготовление:

Разрезать пластиковую бутылку напополам, сделать в крышке от бутылки и в основании киндера отверстие шилом, вставить шнурок одним концом в отверстие крышки и завязать узелок, другим концом вставить в отверстие в киндере и тоже завязать шнурок. Затем самоклейкой обклеить края обрезанной бутылки и немного облагородить ее стенки. Последнее, что нужно сделать – закрутить крышку на бутылку.

Ход игры:

Бутылку держим обрезанным концом кверху, шнурок спускается вниз с киндером на конце. Ребенок берет в руки бутылку за горлышко, цель: поймать киндер в бутылку.

***

Игра 82. «Задуй гол»

Цель:
Развитие органов дыхания и артикуляции.

Вам понадобится: крышка от любой коробки из под обуви, самоклейка, 2 баночки из под сметаны, йогурта или теста для лепки, нож, кусочек ватки (пенопласт, перышко и др.)

Изготовление:

Крышку коробки обклеить внутри самоклейкой, сделать разметку, как на футбольном поле, из баночек сделать ворота, слегка врезав их в коробку.

Ход игры

Детям можно сказать, что они футболисты и им нужно задуть гол в ворота соперника, роль мяча может играть кусочек ваты, поролона, перышко и другие легкие материалы.

***

Игра 83. «Обойди препятствия»

Цель:
Развитие органов дыхания и артикуляции.

Вам потребуются: трубочки от сока или ватные палочки, крышка от коробки из под обуви, кусочек ваты или горошина, самоклейка.
Изготовление:

Крышку обклеиваем внутри самоклейкой, на дно приклеиваем или пришиваем трубочки из под сока или ватные палочки.

Ход игры:

Ребенку предлагается дуть на кусочек ватки или горошину и обвести их вокруг препятствий в виде трубочек (палочек).

***

Игра 84. Миссия невыполнима

Что понадобится: разноцветные ленты или туалетная бумага, скотч.
Игра, которая позволит вашему ребенку почувствовать себя настоящим тайным агентом, пробирающимся через комнату с лазерами, а также поможет развить умение держать равновесие. Просто приклейте к стенам бумажные ленты на разных уровнях и предложите детям пройти полосу препятствий, не касаясь их.

***

Игра 85. Мини-твистер

Что понадобится: бумага, ножницы, разноцветные фломастеры или карандаши, ластик.
Вырежьте из бумаги квадратное и круглое поля, обозначьте на них разноцветные кружочки, как это показано на картинке. Заготовку для рулетки поделите на 4 части, нарисуйте на них ладошки, на которых заштрихуйте разные пальцы. Сделайте стрелку и с помощью кнопки и ластика прикрепите ее к полю. Крутите рулетку и выполняйте указания стрелки.

***

Игра 86. Городок

Что понадобится: непрозрачный скотч, ножницы, машинки, игрушки.
Игра придется по вкусу любителям машинок. Предложите своему ребенку построить на полу комнаты город — пусть он сам проложит дороги в нем, а вы воплотите их с помощью скотча. И теперь пусть малыш совершит поездку машинкой по всему пути, не выходя за границы дорог. Неплохое упражнение для концентрации внимания.

***

Игра 87. Рисование пальцами

Что понадобится: полиэтиленовые пакеты, детские краски, скотч.
Занимательное развлечение для детей от 1 до 3 лет. Наполните полиэтиленовые пакеты (можно взять обычные файлы для документов) яркими красками, распределите их руками по периметру пакета и прикрепите к окну с помощью скотча. Предложите ребенку нарисовать на «холсте» все, что он захочет. Для этого можно использовать пальцы или ватные палочки.

***

Игра 88. Мини-баскетбол

Что понадобится: картонная коробка, пластмассовое или металлическое кольцо, скотч, шпажка или зубочистка.

Разверните грани коробки (подойдет из-под обуви) так, как показано на фото. Вставьте в заднюю стенку кольцо и закрепите его сзади при помощи шпажки и скотча. Настольный баскетбол готов. Отойдите на достаточное расстояние и попробуйте со своими детьми забросить мячик в кольцо.

***

Игра 89. Бадминтон

Что понадобится: воздушный шарик, одноразовые тарелки, соломинки, скотч.

Обмотайте несколько соломинок скотчем и прикрепите ко дну одноразовой тарелки. Надуйте шарик. Бадминтон готов! Отличный способ развлечь детей и заставить размяться родителей.

***

Игра 90. Классики

Что понадобится: непрозрачный скотч, ножницы.

Горячо любимую игру организовать в квартире не составит никакого труда. Для этого необходимо лишь достаточное пространство. А чтобы расчертить клеточки для классиков в комнате, не нужно пачкать пол мелками — пригодится любой непрозрачный скотч. Отличное развлечение, развивающее координацию ребенка и поддерживающее его физическую активность.

***

Игра 91. Собери шарики

Что понадобится: картонная коробка, разноцветные шарики, ножницы, 2 шпажки или палочки, скотч, маркер.
Игра для детей от 3 лет, которая будет интересна даже взрослым. Сделайте из картонной коробки игровое поле, как показано на видео, а также 2 так называемые клюшки. Положите внутрь шарики 2 цветов и назначьте каждому из игроков свой цвет. Предложите детям собрать свои шарики с помощью клюшки. Побеждает тот, кто справится быстрее.

***

Игра 92. Маникюрный салон

Что понадобится: картон, фломастер или маркер, ножницы, лаки для ногтей.
Обведите свои руки маркером на листе картона, вырежьте фигуры, нарисуйте границы ладоней и пальцев, а также ногтей. Предложите ребенку сделать маникюр на свое усмотрение. Чтобы он в процессе не запачкал поверхность, под картонные ладошки можно постелить полиэтиленовую пленку или бумагу.

***

Игра 93. Юный сортировщик

Что понадобится: пустой лоток из-под яиц, яркие краски, шарики разных цветов и размеров.
Увлекательная и развивающая игра для самых маленьких. С помощью шариков и раскрашенных ячеек лотка из-под яиц вы можете учить ребенка сортировать предметы по цвету и форме, а также считать их.

***

Игра 94. Водяные лилии

Что понадобится: цветная бумага, карандаш, ножницы, форма для выпечки, вода.
Нарисуйте на бумаге цветы, вырежьте и загните лепестки внутрь. Наполните форму для выпечки водой (можно добавить синей краски), аккуратно положите на ее поверхность цветы и немного подождите. Ваши бумажные лилии постепенно начнут раскрывать свои лепестки, прямо как настоящие!

***

А вам нравится играть в развивающие игры для детей 3-4 лет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *