100 увлекательных развивающих игр для детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей 4-5 лет помогут им учиться играя.

Развивающие игры для детей 4-5 лет

В развивающие игры для детей 4-5 лет весело играть.

Игра 1. Я — ты
развивающие игры для детей 4 5 лет
Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я — радуга!» Ребенок должен ответить: «Я — солнце!» Воспитатель продолжает: «Я — небо». Ребенок отвечает: «Я — самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

***

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС ОТЗЫВОВ!
Скачайте любую нашу мини-книгу БЕСПЛАТНО, напишите отзыв и выиграйте призы!
Подробнее на странице конкурса: https://multi-mama.ru/konkurs-otzyvov-izuchaem-vmeste-s-rebenkom/

Игра 2. Третий лишний

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

***

Игра 3. Отгадай по описанию

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

***

Игра 4. Что сначала, что потом

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

***

Игра 5. Какой он

Цель: учить активно описывать признаки предметов.

Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, — квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

***

Игра 6. Что ты слышишь

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

Описание: воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили тот или иной звук. Начать целесообразно с простого — с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

***

Смотрите также:

Подвижные игры для детей 4-5 лет

Загадки для детей 4-5 лет: 70 лучших загадок

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Игра 7. Кто как разговаривает

Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

***

Игра 8. Картинки-загадки

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

***

Игра 9. Шаги

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

***

Игра 10. Предлоги

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

***

Игра 11. Похожие слова

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

***

Игра 12. В слова

Цель: расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

***

Игра 13. Смысл слова

Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

***

Игра 14. Картинки в книге или журнале

Цели: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия: книга с картинками (детский журнал), карандаш.

Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

***

Игра 15. Кто где живет

Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример:

• A, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел.

• К, И, Н, О, Т, С, Л — кот, кит, слон, кино.

***

Игра 16. Слогомяч

Цель: развивать навык деления слова на слоги, быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «ро- ва» — получится «корова», к «ли» добавить «са» — получается «лиса». Важно, чтобы дети соблюдали правило: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся: «ко- ро-ва», но не «ка-ро-ва».

***

Игра 17. Книжный детектив

Цели: учить соотносить буквы с конкретными картинками; развивать быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия: книги с иллюстрациями.

Описание: загадать букву и дать задание ребенку — найти в книге картинку на эту букву. Если играют несколько детей, ввести элемент соревновательности: выигрывает тот, кто найдет большее число нужных картинок. Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном слове, например, две буквы «о». (Корова.)

***

Игра 18. По пятам

Цель: развивать навык чтения (знакомить с расположением слов в тексте, учить читать с интонацией).

Описание: воспитатель и ребенок, сидя за столом, читают книгу. Воспитатель читает, а ребенок немного отстает, повторяя все то, что читает воспитатель. Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания. Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.

***

Игра 19. Художник иллюстратор

Цели: учить обращаться с книгой; прививать любовь к книге; развивать повествовательную речь, воображение, логику.

Описание: прочитать ребенку стихотворение или небольшой рассказ. Затем предложить выполнить задание — подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросить пересказать фабулу (краткий сюжет) произведения, опираясь на подобранные им рисунки.

Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

***

Игра 20. Правильный счет

Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

***

Развивающие игры для девочек 4-5 лет

Развивающие игры для девочек 4-5 лет будут интересны девочкам.

Игра 21. Мамы и дети
развивающие игры для детей 4 5 лет
Прочитайте ребенку стихотворение:

У собаки есть сынок —
Это маленький щенок,
И у кошки есть ребёнок —
Это беленький котёнок.

А у курицы-наседки,
Есть цыплята — тоже детки.
У лошадки есть ребёнок —
Длинноногий жеребёнок.

А в лесу живёт волчица
И волчатами гордится.
И у птички тоже детки –
Птенчики сидят на ветке.

О. Чусовитина

После прочтения попросите малыша вспомнить и назвать других взрослых животных и их детенышей, например, белка-бельчонок, корова-теленок, медведица-медвежонок и т.п.

***

Игра 22. Кровати для мышки и мишки

Покажите ребенку мышку и медвежонка (игрушки должны существенно отличаться размерами). Предложите построить для них кроватки из кубиков. При этом не фиксируйте внимание малыша на величине игрушек, кроха самостоятельно должен прийти к выводу о том, что кроватка для мышки должна быть маленькой, а для медвежонка — большой.

Если ребенок ошибся, обратите на это его внимание: «Посмотри, это слишком большая кровать, мышке в ней будет неуютно. Как ты думаешь, что надо сделать? (построить кровать поменьше)». После того, как кровати готовы, попросите малыша подобрать подушки и одеяла, для них можно использовать обрезки поролона — соответственно, большой и маленький, платки и пр. Уложив спать ваших подопечных, обязательно похвалите ребенка.

***

Игра 23. Повар делает котлеты

Для игры вам потребуются карточки с изображением людей разных профессий: врач, учитель, строитель, повар, плотник и т.п. Попросите ребенка брать по одной карточке и рассказывать о том, кто на ней изображен: как называется профессия, что делает этот человек. «Это врач. Он лечит людей. Строитель строит дома. Писатель пишет книги. Учитель учит детей и т.д.».

***

Игра 24. Посчитай пуговицы

Вырежьте куклу из картона, нарисуйте ей одежду. На каждом предмете одежды подразумевается присутствие пуговиц, но они «оторвались». Попросите ребенка посчитать петли для пуговиц и отобрать требуемое количество последних. Пуговицы дорисуйте или вырежьте из цветной бумаги.

***

Игра 25. Накорми зайцев

Вместе с ребенком слепите из пластилина несколько зайцев. Предложите малышу накормить зверушек, раздав им по морковке. Овощи можно вырезать из картона или также слепить из пластилина. Раздавая морковь, ребенок должен обозначать количество: «Одна морковка, вторая морковка и т.д.». В конце игры попросите его назвать общее количество зайцев и морковок.

***

Игра 26. Танцуй как я

Один из участников игры выбирает музыку и показывает танцевальные движения. Остальные игроки должны их повторить. Участник игры, который не сумел скопировать то или иное движение, становится водящим, то есть придумывает и показывает танец, движения которого, в свою очередь, повторяются остальными детьми.

***

Игра 27. Помоги Красной шапочке

Разыграйте небольшое представление, в роли главных героев можете выступить вы с ребенком. Красная Шапочка идет по лесу и, разумеется, встречает Серого Волка, который хочет ее съесть. Но сегодня у Волка хорошее настроение и он готов отпустить девочку, если она назовет ему 10 диких животных (деревьев, растений, птиц и т.п.).

С вашей помощью ребенок вспоминает необходимые названия и «бежит» к бабушке. Здесь происходит небольшая рокировка — вы играете роль бабушки, малыш становится волком. Разыгрывается похожая на предыдущую ситуация: волк просит бабушку перечислить 10 предметов посуды (мебели, овощей, фруктов). Бабушка с трудом припоминает названия заданных предметов, постоянно обращаясь за подсказкой. Красная Шапочка и ее бабушка спасены.

***

Игра 28. Угости козлят

После того, как козлята победили злого волка, они решили устроить пир. Попросите ребенка помочь козлятам накрыть на стол. Пусть малыш подсчитает, сколько тарелок, ложек и чашек понадобится веселому семейству. При этом не забывайте про маму-козу.

Вспомните, что едят козы, разложите импровизированное угощение по тарелкам. Обыграйте ситуацию: один козленок поел, убрал тарелку и пошел играть — сколько осталось тарелок (пересчитайте). Затем ушел второй козленок и т.д.

***

Игра 29. Желания золотой рыбке

Согласно сказке, старик поймал Золотую рыбку. Обещает выполнить желания старика, но только после того, как он выполнит ее просьбы: вспомнит 5 названий обитателей моря, изобразит руками движение волн, озвучит шум прибоя, перечислит названия трех морей и т.п. (все задания должны быть связаны с морской темой).

***

Игра 30. Три медведя в гостях у Маши

После того, как Маша побывала у медведей, она решила пригласить их к себе в гости. Предложите ребенку помочь Маше накрыть на стол, чтобы угостить гостей. Малыш должен приготовить места для Михайло Потапыча, Настасьи Петровны и Мишутки. Расставить стулья и разложить столовые приборы в соответствии с размерами медведей: большой, средний, маленький. Придумайте, чем вы будете угощать мишек, вспомнив, что едят эти животные.

Попросите малыша представить, что в гости придут белые медведи, чем бы тогда их кормила Маша?

***

Игра 31. Комнатные цветы

Цели: развивать навык самостоятельности; познакомить с растительным миром.

Описание: если есть комнатные растения, предложить ребенку поухаживать за ними. Дать ему леечку, научить рыхлить землю, протирать листья растений влажной губкой. Рассказать о том, что, прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь. Ведь многие из них прибыли к нам из Далеких стран — Индии, Мексики, Африки и т. д.

Если ребенок выразит желание, найти эти страны на карте мира. Продолжая рассказ, пояснить, что погодные условия тех стран отличаются от наших, поэтому каждый цветок требует особого ухода: солнце или тень, много или мало воды, жару или прохладу. Предлагая полить то или иное растение, заметить: «Для полива этого цветка воды в леечку надо набрать совсем мало, а этот — любит много пить, поэтому постарайся, пожалуйста, набрать побольше водички». Объяснить ребенку, для чего в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, зачем вытирать пыль с листьев и т. п.

***

Игра 32. Повтори орнамент

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

***

Игра 33. Какая она

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

***

Игра 34. Точка путешественница

Цели: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособия: тетрадь в клетку, ручка.

Описание: воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

***

Игра 35. Куклы пляшут

Эта игра-забава не только развлекает малышей, но и приучает их выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Организация игры является для детей новой, так как их поведение регулируется определенными требованиями.

Во-первых, малышу приятно поплясать на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться под конец пляски. Во-вторых, закончив это «ответственное дело», он сам выбирает того, кому передать куклу.
Для игры нужно пять-шесть кукол средних размеров. Предпочтительно, чтобы они были нарядными и привлекательными для детей — с бантиками, поясочками, в красивых платьицах. Желательно иметь и несколько кукол-мальчиков.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы.

Воспитатель. Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними.

Взяв куклу, воспитатель показывает, как можно с ней танцевать. Потом он подзывает 5—6 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с игрушками становятся вокруг воспитателя и вместе с ним выполняют плясовые движения. Например, слегка поворачивают куклу в руках, подпрыгивают с ней, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками куклы и т.п. В конце игрушки в руках детей раскланиваются.

Во время выступления танцоров остальные участники игры подпевают вместе с воспитателем мелодию пляски и выполняют роль музыкантов: играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски начинают раскланиваться, музыканты им аплодируют.

А теперь подумайте, кому передать свою куклу.

Малыши передают свои игрушки тем, кто еще не плясал.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.
Она может проводиться как под музыкальное сопровождение, так и под пение взрослого. Хорошо, если в группе имеются проигрыватель, магнитофон.

Проводя эту веселую игру-забаву, не забывайте о том, что цель ее — не только развлекать детей, но и учить их пользоваться общими вещами и уступать друг другу.

***

Игра 36. Подарки

Воспитатель. Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки.

Он предлагает детям построиться в большой круг, подзывает того, кто первый будет выбирать себе подарок. Малыш выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет,

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

М. Ивенсон

Эти слова вместе с воспитателем произносят все участники игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успели мысленно представить себе каждый предмет.

С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к ребенку, стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок — кружатся, а если выбирается самолет — подражают полету и приземлению самолета. Приведем слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе.

***

Игра 37. Спектакль игрушек

Игра-забава является, с одной стороны, увлекательным зрелищем для детей, а с другой — средством формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место занимает активное общение ребят с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля, а его содержанием могут быть доступные малышам народные сказки, рассказы, стихотворения или сценки из повседневной жизни самих детей.

Игровая ситуация строится на том, что дети становятся непосредственными участниками спектакля. Они с готовностью выполняют поручения и просьбы персонажей, помогают им, предупреждают об опасности, переживают за них. Все это способствует формированию гуманных чувств.

Для игры потребуются сюжетные игрушки, изображающие людей, животных и других сказочных персонажей, а также предметы декорации: игрушечные деревья, домики, машинки, мебель и т.д. Предметы должны быть небольшими (чтобы легче было управлять ими) и обязательно соразмерными друг с другом.

Кроме того, необходим обычный детский столик, покрытый до самого пола плотной тканью, желательно нейтральных тонов. Он будет служить сценой и одновременно скрывать все предметы, подготовленные для спектакля.

Материал, относящийся к каждой сценке, следует поместить в отдельную коробку или на отдельный планшет. Это облегчит пользование им во время игры.

Кукольные спектакли могут быть разными по содержанию и по характеру игровых действий. Приведем пример спектакля-сказки.

***

Игра 38. Как Аленка пасла гусенка

Воспитатель, сидя за столом, выводит на сцену главного персонажа сказки — девочку Аленку (куклу). Она здоровается с малышами и знакомится с ними.

Аленка. Я — Аленка, живу с мамой вот в этом доме. Недалеко от нашего дома — дремучий лес, в нем водятся волки и лисицы. А это мой гусенок. Его зовут Дорофейка. Мне его подарила бабушка. Когда он был совсем маленьким, я кормила его дома, а сейчас он подрос. Видите, какие у него белые перышки? Дорофейка очень любит щипать травку и искать в ней букашек. Сегодня я привела его на полянку, где много вкусной травки. Смотрите, как ему тут хорошо гулять.

Взрослый передвигает гусенка, изображая, что он все дальше и дальше отходит от Аленки.

(Зовет к себе Дорофейку.) В лесу живет хитрая лиса. Она может незаметно схватить гусенка острыми зубами и утащить к себе в нору. Там его и съест, даже косточек не оставит. Бабушка рассказывала, что у нее лиса утащила уточку и маленького утенка.

После этих слов гусенок опять отходит от Аленки, а она снова зовет его. Повторив такие действия 2—3 раза, взрослый отводит гусенка на большее расстояние от девочки, которая в это время отвернулась.

Неожиданно для детей со стороны леса появляется лиса и тихо подкрадывается к гусенку. Детям предоставляется возможность спасти гусенка: прогнать лису своим криком или позвать Аленку. что они, конечно, и делают.

Аленка. Как хорошо, что вы вовремя меня позвали! Еще немножко, и лиса схватила бы Дорофейку.

Некоторое время дети наблюдают, как Аленка стережет гусенка. Но вот девочка начинает зевать (взрослый подсказывает, что ей очень захотелось спать) и просит ребят присмотреть за Дорофейкой, пока она вздремнет, а если опять появится лиса, разбудить ее. Девочка ложится на бочок и тут же засыпает (поворачивается спиной к зрителям). Гусенок все дальше отходит от нее и приближается к лесу.

Неожиданно появляется лиса и начинает подкрадываться к Дорофейке. Детям предоставляется еще возможность спасти Дорофейку: либо позвать Аленку, либо самим прогнать лису. Некоторое время девочка пасет гусенка. За сценой подружки зовут ее поиграть. Она опять просит детей постеречь гусенка.

Ребята соглашаются, взрослый убирает Аленку со сцены. Некоторое время гусенок (в руках взрослого) пасется один (передвигается по столу в разных направлениях). Но тут опять появляется лиса, она тихонько крадется к гусенку. Дети либо сами прогоняют лису, либо зовут хозяйку. Девочка появляется на сцене и благодарит ребят за помощь. За сценой мама Аленки зовет ее и гусенка домой и обещает угостить их пирогом.

Таким же образом можно драматизировать любую сказку, доступную пониманию детей (например, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Коза-дереза» и др.), стихотворение или же разыграть смешную сценку (например, выступление артистов цирка — клоунов, дрессировщиков, акробатов).

***

Игра 39. Зайка

В этой игре ребенку впервые поручается индивидуальная роль. Он должен действовать перед другими, чувствуя на себе их внимание. Многие малыши, оказавшись в этой ситуации, становятся застенчивыми, нерешительными, а иногда даже отказываются от роли, которая, без сомнения, привлекает их.

Преодоление этих качеств — необходимое условие игры, которая построена таким образом, чтобы ребенок чувствовал поддержку остальных ее участников: ведь они вместе с ним выполняют те же движения, выражают ему доброжелательное отношение.
Воспитатель предлагает детям послушать песенку про зайчика, помогает им осмыслить содержание текста и тех движений, которые нужно выполнять. Затем он назначает самого смелого ребёнка на роль зайки, остальным предлагает взяться за руки и стать в хоровод. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки. Дети вслед за воспитателем произносят следующие слова (или поют песенку) и выполняют соответствующие им движения.

Зайка беленький сидит Присаживаются на корточки.

И ушами шевелит, Руками изображают, как зайка шевелит ушками.

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть, Поглаживают то одну, то другую руку.

Надо лапочки погреть, Слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять, Прыгают на двух ногах к зайке, стоящему внутри круга. Стараются согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются на место.

Надо зайке поскакать!

Скок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

Зайка выбирает себе замену, и игра начинается заново.

***

Игра 40. По дорожке Валя шла

Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:

По дорожке Валя шла,
Валя тапочки нашла.
Валя тапки примеряла,
Чуть надела — захромала.

Стала Валя выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши,
На, надень и попляши.

Под эти слова дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, — влево. Она изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает. Хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Она выбирает ребенка, который выходит на середину круга.

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля свободно пляшут внутри круга. Затем девочка возвращается в круг, а выбранный ею мальчик остается в кругу, и игра начинается снова.

Играть можно не только в помещении, но и на воздухе с большой группой детей разного возраста. Это поможет разнообразить их досуг, познакомить друг с другом.

Слова нужно говорить хором, выразительно, не спеша, чтобы все успевали выполнять движения.

***

Развивающие игры для мальчиков 4-5 лет

Развивающие игры для мальчиков 4-5 лет понравятся мальчикам.

Игра 41. Поезд
развивающие игры для детей 4 5 лет
Предложите ребенку отправиться в путешествие на поезде: вы садитесь друг за другом и воспроизводите стук колес в характерном для него ритме. Начиная с медленного и тихого «постукивания», постепенно ускоряйте темп. При достаточно быстром «движении» имитируйте гудок паровоза, после чего «стук колес» постепенно замедляется. При повторном гудке скорость вновь нарастает.

***

Игра 42. Рыбалка

Для игры потребуются магнитные буквы и удочка с металлическим предметом на конце. «Ловите» буквы, разложенные на полу магнитом вверх. Называйте каждую «пойманную» букву. «Улов» можно делить на слоги или слова. Усложняя задание, просите ребенка вытащить определенную букву: «Поймай, пожалуйста, букву А. Ты поймал букву О. Попробуй еще раз».

Обязательно называйте все собранные буквы.

***

Игра 43. Перевозка грузов

Возьмите две небольшие грузовые машины. Предложите ребенку перевезти строительный материал. На стройку требуется привезти 6 кубиков. Попросите малыша отсчитать требуемое количество. Вы начинаете погрузку, и вдруг выясняется, что в одну машину все кубики не уместятся.

Побудите ребенка сделать вывод, что кубики можно отвезти на двух машинах, например, по три кубика в каждой, или — два и четыре, один и пять. Обратите внимание крохи на то, что общее количество строительного материала при этом остается неизменным.

***

Игра 44. Автомобили

Дети стоят возле своих стульев. На каждом стуле лежит бумага определенного цвета (красного, синего или желтого цвета). В руках у детей вырезанные из картона круги, цвет которых совпадает с цветом бумаги на стульях.

Это — руль. У ведущего в руках флажки или круги соответствующего цвета. Когда он поднимает 1, 2 или 3 флажка, дети, имеющие руль этого цвета разбегаются по площадке, изображая автомобили. Ведущий опускает флажок и дети ищут свои «гаражи», сверяясь с цветом бумаги на стуле.

Смотрите полностью: Подвижная игра «Автомобили»

***

Игра 45. Найди Царевну-лягушку

На некотором расстоянии от ребенка поместите игрушку, играющую роль героини сказки. Попросите ребенка запомнить ее местонахождение. Завяжите ему глаза и предложите отыскать Царевну-Лягушку на темном болоте. Усложняя задание, можно несколько раз повернуть малыша вокруг своей оси. Рядом с нужной игрушкой поместите другую, ребенок наощупь должен выбрать ту, которую он видел.

***

Игра 46. Конь

Воспитатель читает стихотворение, дети стоят, образуя круг, одни ребенок — в центре.

Скачет конь наш Дети скачут по кругу, высоко поднимая ноги.

Чок-чок-чок!

Слышен топот быстрых ног,

Тпррррууу! «Конь» останавливается.

Обращаясь к ребенку, стоящему внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, какие у нас красивые «кони», и выбрать того, который ему больше всего понравился. Выбрав себе «коня», ребенок занимает его место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит в центр круга. Дети снова берутся за руки и игра начинается снова.

***

Игра 47. Самолет

Изображая самолет, каждый ребенок «заводит мотор» — под звук [р-р-р-р] делает круговые движения руками перед собой. Затем он широким жестом раздвигает руки (как крылья) и летит (бежит) по кругу со звуком [ж-ж-ж-ж]. Сделав полный круг, самолет замедляет движение и медленно приземляется, т.е. ребенок приседает на корточки.

Эта игра может проводиться не только с малышами, но и в разновозрастной группе, как в помещении, так и на участке. Не нужно предварительно объяснять детям ее правила, они становятся понятными по ходу игровых действий.

***

Игра 48. Угадай сказку

Во время болезни сложно предоставить возможность поиграть ребенку в игру. 4 года между тем — это возраст, когда невозможно и просто лежать без дела. Тогда подойдет вариант под названием «Угадай сказку». В качестве источника родителям нужно взять сюжет произведения, с которым малыш уже хорошо знаком. Это может быть «Золушка», «Аленький цветочек», «Заюшкина избушка».

Главное условие — не употреблять имена собственные и названия персонажей, заменив старинные понятия на более современные. Например, героиня отправляется не на бал, а на дискотеку, ее везет не карета, а автомобиль. Рассказ можно прервать, когда ребенок угадает сказку. Тогда сразу же можно начать следующую.

***

Игра 49. Перейдем болото

Этот вариант хорош тем, что игру можно организовать как на улице, так и дома. Он подойдет, если где-то на отдыхе возникнет проблема, во что поиграть с ребенком. 4 года — возраст, когда родителям приходится подключать всю свою фантазию для организации досуга малыша.

«Болото» можно обыграть с помощью любого подручного материала — необходимо изготовить зеленые кочки из картона, бумаги или старых газет. А в качестве приза легко вырезать или использовать готовые буквы, которые складываются в характеристику «молодец». За каждую победу малыш будет получать по одной и знакомиться с ней, в конце получится слово, которое с удовольствием прочтут ему родители.

***

Игра 50. Закончи фразу

Следует придумать начало простой истории, после чего предлагается несколько вариантов окончания. Продолжения обязательно должны быть интересными, с неожиданными сюжетными поворотами. Польза: ребенок начнет понимать связь между происходящими событиями и поступками, начнет мыслить нестандартно и убедится в разнообразии возможных жизненных ситуаций.

***

Игра 51. Польза или вред

Родители предлагают какой-либо предмет для обсуждения. Это может быть не только материальный объект, но и природное явление, эмоции. Вместе с ребенком можно придумать полезные свойства или, наоборот, вред, который приносит выбранный предмет. Польза: благодаря такой игре дети смогут смотреть на ситуации с различных ракурсов и делать выводы на основании своих наблюдений.

***

Игра 52. Все связано

Родители называют пары слов, а ребенок должен указать, что у них общего. На первый взгляд эти понятия могут показаться ничем не связанными, однако малыш, подумав, все же отыщет какие-либо схожие свойства. Например, тарелку и солнце объединяет круглая форма, на диване и траве можно лежать, телевизор и дерево твердые и др. Польза: дети научатся вычленять главное в несвойственном.

***

Игра 53. Строим башню

Данное занятие обучает ребенка таким понятиям, как устойчивость предметов и их неустойчивость. Для этой игры нужно дать малышу кубики, отличающиеся своими размерами. Предложите ребенку построить большую башню, ставя кубики друг на друга. Малыш должен сам осознать, что, в первую очередь, ему нужно поставить кубики побольше, которые послужат основой его башни, обеспечат ее устойчивость.

***

Игра 54. Сравнения

Учим ребенка находить отличия и сходства в объектах. Можно поставить перед малышом две мягкие игрушки, например, котика и зайчика. Спросите у ребенка, чем они похожи, что есть у каждого из них (есть ушки, носик, глазки, хвостик, лапки). Отличиями, например, может быть наличие полосок у кота и разный цвет игрушек.

***

Игра 55. Последовательность

Эта игра на развитие логического мышления. Ребенку предоставляются либо картинки, либо конкретные объекты. Например, это могут быть три карточки, на первой будет изображение семени, на второй – дерева, на третьей — его плода. Малыш должен сам разобраться с тем, в какой последовательности их выстраивать (из семени вырастает дерево, а оно дает плоды).

***

Игра 56. Найди ошибку

В этой игре задача ребенка отыскать какое-то несоответствие. Так, например, вы можете показать картинку, на которой будут веселиться дети на берегу реки в летнюю погоду, а один ребенок будет в шубе. Или на фоне этого летнего веселья будет стоять снеговик. Для первого раза достаточно, чтоб на картинке присутствовала одна неточность, которую должен будет отыскать малыш. Потом задание можно усложнить, дав изображение с несколькими лишними деталями.

***

Игра 57. Слова наоборот

Скажите ребенку, что хотите слышать от него слова, которые будут противоположны тому, что вы будете произносить. Например, мама говорит «день», малыш должен сказать «ночь».

***

Игра 58. Что пропало

Возьмите несколько объектов, для начала это может быть четыре предмета. Расположите их на столе, позовите ребенка, скажите, чтоб он внимательно посмотрел и запомнил, что сейчас лежит перед его глазами. После этого попросите малыша на минутку отвернуться или выйти из комнаты. Затем уберите один из объектов и зовите карапуза оценить изменения. Задача ребенка – назвать, что пропало. Подобная игра позволяет развить внимание и память крохи. Усложняйте задачу, увеличивая количество объектов на столе.

***

Игра 59. Один-много

Объясните ребенку, что может быть один объект, а может быть их несколько. Назовите примеры: «яблоко – яблоки», «кастрюля — кастрюли». Предложите карапузу вместе продолжить эту замечательную игру. Теперь ваша задача называть предметы в единственном числе, а малыша — во множественном, потом можно поменяться.

***

Игра 60. Органы чувств

Мама завязывает ребенку глаза, убеждается в том, что он ее не видит, подводит к какому-то объекту или дает его малышу в руки. Ребенок должен на ощупь определить, что именно он сейчас трогает или держит. Нужно развивать не только тактильный анализатор, но и орган обоняния, и вкусовые рецепторы.

Так, например, можно дать малышу, с все еще завязанными глазками, скушать ложечку яблочного пюре. Пусть он скажет, что он сейчас попробовал. Поднесите к носику крохи розу, пусть по запаху определит, что это за объект.

***

Развивающие игры для детей 4-5 лет на улице

Развивающие игры для детей 4-5 лет на улице позволят повеселиться всем.
Игра 61. Пчелки

Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.

Ход игры: Все дети — пчелки, они бегают по комнате, размахивают крыльями,жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (выбранный по желанию)и говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет.

Пчелки отвечают:

Этот улей — домик наш.

Уходи, медведь, от нас,

Ж-ж-ж-ж!

Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.

***

Игра 62. Охотник и зайцы

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе.Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным и «охотник» уводит его к себе.

Смотрите полностью: Подвижная игра «Охотники и зайцы»

***

Игра 63. Бездомный заяц

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» — «охотником».

Смотрите полностью: Подвижная игра «Бездомный заяц»

***

Игра 64. Волк-волчок

Цель: Упражнять в ходьбе по кругу взявшись за руки; упражнять в беге в определенное место не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: Выбирается водящий. Он стоит в центре круга.Дети идут по кругу и говорят слова: «Волк-волчок, Шерстяной бочок, Через ельник бежал, В можжевельник попал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом». На слова «Волк, бегите в домики!» дети убегают в домики.Правила: Действовать по сигналу. При беге не наталкиваться друг на друга.

***

Игра 65. Мыши в кладовой

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.

Ход игры: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.Правила: Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.

***

Игра 66. Кролики

Цель: Упражнять детей в быстром ползании и подлезании в ограниченном пространстве. Приучать подлезать на ладонях и коленях, не задевая его.

Ход игры: На одной стороне зала лежат обручи большего диаметра – это клетки для кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Между ним натянута веревка. Дети — кролики сидят небольшой группкой в домиках (по 3-4 человека в каждом обруче). По сигналу воспитателя дети – кролики выходят из клеток, подлезают под веревкой и идут на луг. Там бегают, прыгают, играют. По сигналу «Бегите в клетки!», кролики спешат домой пролезая под веревкой.Правила: Кролики сидят в клетках, пока сторож их не выпустит. Действовать по сигналу.Варианты: Вместо веревки можно использовать дуги разной высоты. В игре можно использовать морковки из картона.

***

Игра 67. С кочки на кочку

Цель: Закреплять умение использовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Побуждать детей прыгать легко в разных направлениях.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала (площадки). На полу раскладываются обручи на расстоянии 20см друг от друга. По сигналу дети стараются перепрыгнуть по обручам на другую сторону.Правила: Переход на другую сторону дети выполняют по одному или по двое. В начале года дети переходят переступая из обруча в обруч. Когда дети научаться хорошо перешагивать,то можно предложить перебираться прыжками Варианты: Можно использовать дощечки, плоские круги (диаметром 35-40см)

***

Игра 68. Лохматый пес

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия. Упражнять в беге.

Ход игры: Один из детей изображает пса; он ложится на коврик, голову кладёт на протянутые руки.Остальные дети тихонько подходят к нему со словами: Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет. Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними.

Смотрите полностью: Подвижная игра «Лохматый пес»

***

Игра 69. Троллейбус

Цель: Развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.

Ход игры: Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый). Поднимает зеленый флажок – дети бегут (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.Правила: Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого или красного колонна останавливается.Варианты: Устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия троллейбуса. Когда троллейбус подъезжает к остановке, то замедляет ход, одни пассажиры выходят, другие заходят.

***

Игра 70. Кот на крыше

Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

Ход игры: Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем,говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

***

Игра 71. Зайцы и волк

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков,воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

***

Игра 72. Самолетик

Цель: Закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Действовать по сигналу. Побуждать детей бегать по всей площадке, в разные стороны. Закреплять умение реагировать на зрительный и звуковой сигнал.

Ход игры: Ведущий разделяет детей на две команды: одни — самолетики; другие – тучки. Чертит круг (аэродром). Самолетики летят И на землю не хотят. В небе весело несутся, Но друг с другом не столкнуться. Дети – самолетики летают за пределами круга.Ведущий говорит: Вот летит большая туча Стало все темно вокруг Самолетики – в свой круг! Дети – тучки пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром – спасен. Кого поймали –тот становится тучей Правила: Игра продолжается, пока не останется 1 самолетик.

***

Игра 73. Лиса в курятнике

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями.По сигналу: «Лиса!» — «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

***

Игра 74. Совушка

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова».Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

Смотрите полностью: Подвижная игра «Совушка»

***

Игра 75. У медведя во бору

Цель: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Ход игры: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того,что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

Смотрите полностью: Подвижная игра «У медведя во бору»

***

Игра 76. Найди себе пару

Цель: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Ход игры: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке.

***

Игра 77. Удочка

Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

***

Игра 78. Веселые кружочки

Цели и задачи:

1) развитие физических способностей ребенка;

2) развитие мускулатуры ног;

3) развитие координации движений,

4) повышение активности.

Оборудование. Разноцветные мелки.

Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. Взрослый чертит на асфальте разноцветные окружности диаметром примерно пятьдесят сантиметров с расстоянием между кругами сорок сантиметров. Взрослый располагает окружности по своему усмотрению (симметрично по линии, ассиметрично) с удобством для малыша.

Исходное положение. Ребенок располагается у стартовой черты.

Ход игры. Ребенок перепрыгивает из одного кружка в другой, при этом отталкивается, распределяя равновесие на обе ноги, не покидая границы кругов.

***

Игра 79. Лазаем по лесенке

Цели и задачи:

1) развитие равновесия;

2) развитие физических способностей ребенка;

3) развитие мускулатуры ног;

4) развитие координации движений;

5) повышение активности.

Оборудование. Специализированная лесенка.

Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку с наличием специализированной лесенки.

Исходное положение. Ребенок располагается у лесенки.

Ход игры. Ребенку, под страховкой и наблюдением взрослого, предлагается залезть наверх лесенки и спуститься обратно.

***

Игра 80. Одноножка

Цели и задачи:

1) развитие физических способностей ребенка;

2) развитие мускулатуры ног;

3) развитие координации движений;

4) повышение активности.

Оборудование. Цветные мелки.

Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. Взрослый отмеряет дистанцию шесть метров и отмечает мелом старт и финиш.

Исходное положение. Ребенок располагается напротив стартовой черты.

Ход игры. Ребенок прыгает от старта до финиша на правой ноге и бегом возвращается к старту, затем прыгает на левой ноге и бежит обратно. Далее дистанция постепенно увеличивается. Максимальное расстояние между линиями зависит от физических особенностей малыша.

***

Смотрите также: 25 увлекательных игр для детей на улице летом

Игры, развивающие мозг для детей 4-5 лет

Игры, развивающие мозг для детей 4-5 лет помогут повысить уровень интеллекта.

Игра 81. Фотоаппарат
развивающие игры для детей 4 5 лет
Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

***

Игра 82. Найди отличия

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

***

Игра 83. Сорока-белобока

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

***

Игра 84. Опиши предмет

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

***

Игра 85. Запомнил — нарисовал

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

***

Игра 86. Какая она

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

***

Игра 87. Нелогичные ассоциации

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

***

Игра 88. Меняем внешность

Цель: развивать наблюдательность.

Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

***

Игра 89. Верно — не верно

Цель: развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

***

Игра 90. Маленький жук

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

***

Смотрите еще: Логические игры для детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей 4-5 лет своими руками

Развивающие игры для детей 4-5 лет своими руками можно сделать легко.

Игра 91.
развивающие игры для детей 4 5 лет
Пользуется большой популярностью у детей от 4х лет. На пирамидку одеты виниловые пластинки (которые окрашены из балончика).На первом — изображения героев знакомых сказок; на втором – предметы из этих сказок. Пособие можно использовать как Круги Луллия, тк пластинки легко меняются.

Цель: Закреплять знания текстов знакомых сказок. Учить составлять новый текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

1.«Посмотри, иллюстрация к какой сказке под стрелкой» («Курочка Ряба»); «Найди подходящий предмет» (Яичко).

2.«Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Герой из сказки «Красная Шапочка» и скалочка из сказки «Лисичка со скалочкой») как скалочка может помочь Красной Шапочке справиться с волком?».
***

Игра 92. Мешочек с подарками

В мешочек из непрозрачного материала положите несколько разных игрушек. Предложите ребенку устроить Новый год для кукол (мягких игрушек). Выберите Деда Мороза, рассмотрите подарки, сложенные в мешок. Рассматривая, давайте Краткую характеристику каждому предмету: «Посмотри, здесь есть карандаш, он — красный, тонкий, деревянный. А вот — синий круглый мяч. Да тут еще и маленький желтый и пушистый цыпленок и т.п.».

Сложите подарки в мешок. Обыграйте новогодний утренник, попросите малыша от имени какой-нибудь игрушки рассказать стихотворение, спеть песенку, затем приступайте к раздаче подарков. Прежде чем вручить подарок, перечисляйте его признаки: «Кукле Маше мы подарим круглый синий…» — ребенок должен угадать, о чем идет речь. «Зайке Дед Мороз приготовил тонкий красный…» и т.д.

***

Игра 93. Собери дерево

Нарисуйте три разных дерева (дуб, береза, клен). Вырежьте их и разрежьте каждое дерево на три части: корень, ствол, крона. Смешайте части. Предложите ребенку собрать деревья.

Расскажите о функциях каждой части растения: корни поглощают из почвы питательные вещества, по стволу они поднимаются к ветвям и листьям, листья помогают дереву дышать и вместе с этим они очищают воздух. Проведите аналогию с человеком. Попросите ребенка подумать, какую пользу приносят деревья.

***

Игра 94. Фруктовый сад

Подготовьте карточки с изображениями лесных и садовых деревьев (фруктовые деревья должны быть с плодами). Предложите ребенку посадить сад и лес, то есть, разобрать деревья по группам. При выборе дерева просите малыша проговаривать его название, объяснять, что помогло ему узнать дерево (форма листьев, кора, плоды).

Какие еще фруктовые деревья и кустарники знает ребенок. Где они растут, кто их сажает, для чего они нужны?

***

Игра 95. Спрячь фигуру

Для игры вам потребуются плоские (вырезанные из картона) и объемные геометрические фигуры одного размера. Предложите ребенку спрятать картонные изображения под объемными фигурками. Для этого малышу придется сопоставлять формы, отбирая одинаковые.

После того, как все фигурки спрятались, начинайте поиск. Намеренно ошибайтесь, побуждая ребенка исправлять неверное высказывание. Например, показывая на квадрат, говорите: «Сейчас я посмотрю, кто спрятался за этим треугольником» или «Где же спрятался круг, наверное, вот здесь (укажите на прямоугольник)» и т.д.

***

Игра 96. Что на что похоже

Подготовьте два набора карточек: один с изображением геометрических фигур (отрезок, круг, квадрат, цилиндр, конус), другой — разных предметов, форма которых похожа на эти фигуры (мяч, игла, стакан, тарелка, яйцо). У вас карточки с предметами, у ребенка — с фигурами. Вы показываете одну из картинок и просите найти предмет, форма которого совпадает с показанной геометрической фигурой. Например, вы достали карточку с изображением стакана, ребенок должен найти картинку с цилиндром. У вас — игла, у малыша — отрезок и т.д. Затем можно поменяться карточками.

В конце игры прочитайте ребенку стихотворение:

На свете все на все похоже…

На свете все

На все

Похоже:

Змея —

На ремешок

Из кожи;

Луна —

На круглый глаз

Огромный;

Журавль —

На тощий

Кран подъемный;

Кот полосатый —

На пижаму;

Я — на тебя,

А ты — на маму.

Р. Сеф

***

Игра 97. Найди полоску

Подготовьте дидактический материал: бумажные полоски с изображенными на них геометрическими фигурами и карточки с изображениями тех же фигур. Попросите ребенка выложить карточки в определенном порядке, например, так, чтобы квадрат был расположен ниже всех фигур, круг находился выше треугольника, а прямоугольник — между квадратом и прямоугольником.

После этого разложите перед малышом полоски и попросите найти ту, на которой порядок расположения фигур совпадает с выложенным из карточек. Выкладывая полоски горизонтально, оперируйте понятиями «справа от…», «слева от…». Усложняя задание, вводите в игру фигуры разного цвета, размера.

***

Игра 98. Вокруг меня

Вырежьте из картона геометрические фигуры. Разложите их по комнате. Предложите ребенку отправиться в путешествие. Но с одним условием: путешествуя по комнате, он должен описать все увиденные им геометрические фигуры.

***

Игра 99. Собери зайку

Для игры вам потребуются вырезанные из картона части тела зайца с пришитыми к ним пуговицами и петлями. Предложите ребенку собрать зайку, пристегивая части друг к другу. При этом комментируйте все действия малыша:

«Где у зайки уши? Правильно, наверху, на голове? А передние лапки? Да, одна справа, вторая слева и т.п.». Усложняя игру, можно выложить части двух изображений, например, зайка и Чебурашка, кукла и Буратино. В этом случае, прежде чем собрать фигурку, малыш должен будет выбрать необходимые детали, сопоставляя их между собой.

Игра развивает навыки классифицирования, мелкую моторику, логическое мышление.

***

Игра 100. Что лишнее

Подготовьте 12 карточек с картинками, которые можно разделить на три группы. Попросите ребенка объединить картинки так, чтобы одна из четырех была лишней в данной группе. Предложите малышу объяснить свой выбор.

***

Смотрите еще: Игры с детьми 4-5 лет дома

Вам понравились развивающие игры для детей 4-5 лет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *